07 ноября 2024

На недавнем Международном автомобильном научном форуме обсуждались пути развития НИОКР в условиях ограниченности финансирования этого направления в нашей стране.

В автомобилестроении сейчас почти всё внимание приковано к производственным вопросам, а не к более стратегическим НИОКР-инициативам, в том числе таким, как развитие российских сред математического моделирования. 

Посмотрим на цифры. Инвестиции в НИОКР в РФ в 2023 году составили 16,5 млрд $ ~ 1645 млрд рублей. Если сравнить их с аналогичными показателями других стран и отдельных корпораций, то окажется, что:

  • это в 4,5 раза меньше, чем Евросоюз вкладывает только в автомобильную индустрию (73 млрд $);

  • это в 1,5 раза меньше расходов на НИОКР компании Apple или Microsoft; 

  • это на 30% меньше инвестиций одной китайской компании Huawei;

  • это меньше инвестиций любой из этих компаний – VW, Samsung, Intel.

Именно по причине недостаточного финансирования сложно найти качественное отечественное моделирующего ПО. И это в то время, когда у российской автомобильной индустрии высока потребность в полунатурном моделировании. Кроме того, в планах законодателей внести в закон о промышленной политике поправки, которые стимулируют развитие цифровых полигонов и цифрового тестирования.

В нашем автопроме для тестирования используются западные DSpace, ETAS, NI, Speedgoat на ПО типа Simulink. С этим ПО есть понятные всем риски из-за трудностей с обслуживанием и обновлениями. При этом автомобильная промышленность довольно плотно сидит на западных программах, поскольку процессы разработки в автопроме наиболее автоматизированы, максимально глубоко основаны на Simulink и подобных ему. Переход на отечественное ПО – наиболее сложная задача именно в автопроме, поскольку поломка обеспечения эффективных процессов неприемлема с точки зрения цены и сроков выпуска автотехники. 

Но не все так безнадежно. В России есть уникальный комплекс РИТМ, который поддерживает создание быстро реконфигурируемых полунатурных цифровых полигонов как с помощью имеющегося западного ПО Simulink, так и с помощью качественного отечественного аналога Симулинка – Engee. Это поможет безболезненно перейти на отечественные инструменты и обрести свободу от западных технологических ограничений.

Развитие стендовой базы на основе РИТМа, с одной стороны, позволяет автопрому модернизировать стенды, комбинируя оставшиеся зарубежные комплексы с отечественным РИТМ, и применять эти стенды с тем западным ПО, на которое пока еще плотно завязаны процессы разработки автомобильной индустрии. В этом контексте РИТМы – это уход от устаревания и отставания стендовой базы цифровых полигонов.

Но важно, что РИТМ поддерживает еще и полностью отечественный маршрут моделирования и управления стендами из среды Engee. Текущие проекты можно довести в Simulink, но уже использовать РИТМ в качестве цифрового полигона, а новые проекты начинать в Engee – и использовать те же цифровые полигоны на базе РИТМ, обладающие качественной поддержкой от российской компании. На наш взгляд, это правильный путь, который к тому же соответствует стратегии технологического суверенитета и опережающего развития РФ.