В Архангельске прошел XIII Форум по цифровизации оборонно-промышленного комплекса России «ИТОПК-2024». В нем участвовали представители ведущих предприятий ОПК, в частности, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ГК «Ростех», ОСК, ОАК, «Техмаш», а также ИТ-компаний, ведомств, вузов и научных организаций.
В рамках трехдневного мероприятия прошли заседания девяти тематических секций по вопросам импортозамещения программного и аппаратного обеспечения, а также цифровизации процессов разработки, проектирования и производства ОПК.
Помимо полетов на модели самолета в Engee, на ИТОПК мы увидели признание стратегической важности нашей работы.
Илья Иссович Маcсух порадовал нас появлением большого логотипа MATLAB на слайдах АНО ЦКИТ. Это авторитетное признание значимости в том числе и наших усилий по созданию маршрута бесшовного переезда с МАТЛАБа. Вообще в этом году в кулуарах гораздо больше говорят об Engee как о высококачественной замене МАТЛАБ.
Параллельно в двух разных секциях всплыла тема стандартов «цифровой сертификации» и их влияния на ускорение R&D и на отечественный рынок софта.
Вариант А. Стандартизировать применение численных испытаний с помощью геометрических сеток, FEM и иногда 1D ПО.
Алексей Иванович Боровков (проректор СпбПУ) и Андрей Борисович Агеев (директор Центра Цифровизации ОПК ВНИИ ЦЕНТР) высказались за стандартизацию численных экспериментов, способных значительно снизить расходы на натурные испытания образцов. Они предложили сделать «цифровые сертификации» обязательными до проведения натурных испытаний. Исключить наработку на отказ – если и не получится из этапов приемосдаточных испытаний МО РФ, то хотя бы обязать проходить этапы в численном виде, до того, как один раз подтвердить все в натурном.
Вариант Б. Стандартизация сертификации алгоритмов бортового ПО и электроники.
В параллельном треке демо-дня ИЦК Авиастроение представителей нескольких КБ ОАК обсуждали важность создания отечественного ПО для сертификации бортовых (встроенных) алгоритмов по КТ-178С. Об этом мы тоже докладывали ранее тут, и это в основном про трассируемость, проверяемость, отсутствие возможности для недокументированных и нештатных сценариев в самом ПО.
Это актуально для изделий с интеллектуальными системами управления и для беспилотных систем. К слову, в европейском автопроме есть примеры, когда один вариант изделия пропускается по полному циклу с натурными сертификационными испытаниями – и на базе него доказывается приемлемость цифровых экспериментов. И далее множество альтернативных модификаций изделия сертифицируются с применением быстрого и автоматизированного цифрового подхода.
Кстати, коллеги из ЦАГИ предположили, что без обязательности сертификации именно в отечественном ПО сложно придать импульс к его приобретению, и что рынок российского CAE-софта будет недостаточно развит для обеспечения условий для качественных разработок.